Лепнина ассоциируется с роскошью, монументальностью и стариной. Многие считают родиной лепнины Древнюю Грецию, где она прославилась на весь мир. Однако лепной декор и барельефы появились в Древнем Египте, а современные мастера изготавливают лепнину даже из пенопласта и называют кратким словом «плинтус». Какие еще сюрпризы скрывает лепной декор, читайте в нашей статье!
Лепнина или лепной декор – элемент интерьерного материала, который изготавливают из гипса, бетона, штукатурки, синтетических материалов (полиуретан, полистирол), а затем придают форму – выдавливают узоры или заливают в специальные формы.
Лепниной украшают фасады зданий (наружная отделка) и внутреннее убранство комнат – стены, потолки, проемы дверей и окон, а также скрывают стыки стен, пола и потолка.
Получается, что функция лепнины – маскировать недостатки и декорировать интерьер. И люди поняли это очень давно.
На фото лепной декор Европласт
Историческая справка
Прообраз лепного декора появился в Древнем Египте. Тысячи лет назад художники и строители выдалбливали в камне изображения богов, фараонов и жрецов. Через некоторое время люди догадались лепить украшения из глины и «обжигать» под палящим солнцем. Еще позже египтяне открыли для себя алебастр, который оставался после использования гранита. Его смешивали с водой, придавали форму, и лепнина быстро застывала на воздухе.
Но настоящее признание и масштаб лепной декор получил в Древней Греции.
Многочисленные храмы декорировали мрамором, гранитом и другими породами. Позже культуру переняли римляне.
Однако пришедшие варвары не оценили роскоши и труда архитекторов, и лепнина как элемент строительства практически не использовалась вплоть до эпохи Возрождения в ΧΙV-ΧVΙ веках.
В России лепной декор появился с нововведениями Петра Ι, который не только прорубил окно в Европу, но и украсил его лепниной.
С тех пор лепной декор использовался с разной степенью интенсивности, но с аванс сцены больше не уходил. Технологический прорыв поставил лепнину на поток. Процесс производства значительно ускорился и упростился, а, значит, подешевел.
Теперь лепной декор доступен не только знатным и зажиточным людям, а всем, кто обладает чувством вкуса и желанием украсить свое жилье.
Виды лепнины
Специалисты разделяют лепнину по нескольким критериям:
- материал изготовления (натуральный или синтетический);
-
функциональность (плинтус, панно, розетки и т.д.);
-
область применения (наружная и внутренняя отделка);
-
стиль (Ренессанс, барокко, арт-деко и др.).
Материалы изготовления
Гипс – премиальный классический вариант. К его достоинствам относятся экологичность (содержит только природные сульфаты и воду), долговечность и пластичность. Из готовой смеси можно вылепить любой узор, орнамент и мелкие детали, вплоть до текстуры листьев и мимики скульптур. Также части декора плотно прилегают друг к другу, скрывая швы и стыки. Гипс можно красить, искусственно состаривать, добавлять колеры при изготовлении, благодаря чему гипсовая лепнина вписывается в любой стиль интерьера.
Есть и минусы – гипсовая лепнина тяжелая сама по себе, для монтажа (требуется помощь профессионалов) и хрупкая. Если гипсовый декор плохо закрепить, то падение с высоты будет фатально.
Полимерный гипс – разновидность синтетического материала, который сочетает в себе лучшие качества гипса (стойкий, плотный, без зазоров между деталями, экологически безопасный) и химического полимера. После монтажа лепнина не дает усадки, все детали выверены до миллиметра, а материал выдерживает перепады температур и влажную среду. Полимерную гипсовую лепнину можно найти в линейке RODECOR от Piterra.
Элемент RODECOR из коллекции «Царскосельский Рококо»
Полиуретан – синтетический полимер, состоящий из акрила, ацила и добавок, которые придают твердость, эластичность и стойкость к перепадам температур. Полиуретановый декор получают, помещая смесь под высокое давление и заливая в готовые формы.
Как и в случае с гипсом, полиуретановая лепнина принимает любые формы, передает объем и текстуру объекта, выдерживает многочисленные покраски.
Также синтетический материал устойчив к ультрафиолету (со временем не желтеет) и нагреванию – лепнину можно использовать на потолке близко к источникам света.
Архитекторы и строители применяют полиуретан для внешней и внутренней отделки, в т. ч. ванных комнат, саун и джакузи благодаря его термо- и влагостойкости.
Интересно, что такая лепнина универсальная – в обстановке класса люкс или эконом она выглядит одинаково гармонично.
Интерьер, оформленный с применением лепного декора из пенополиуретана Европласт
Полистирол (пенопласт) – вариант эконом-класса, который чаще используется для изготовления плинтусов для потолка, капители и других частей интерьера. Полистирол изготавливают, вспенивая при высокой температуре и прикладывая готовые лекала с узорами и рельефами.
Пенопласт влагостоек: как и полиуретан, он подойдет для бань и саун. Грызуны, плесень и насекомые не наносят ущерба материалу.
Кроме демократичной цены и стойкости его отличают хрупкость (закрыть стыки между полом и стеной им не получится), а также простой монтаж – достаточно обычного клея и сухой поверхности.
Дюрополимер – усовершенствованный полистирол с добавлением угля, который придает стойкость и прочность. Область применения дюрополимера аналогична с пенопластом.
Все перечисленные материалы можно красить, искусственно старить, придавать структуры дерева, гранита, мрамора, драгоценных камней, а также имитировать золото, серебро и бронзу.
Функциональность
Лепной декор различают также по выполняемой функции.
Плинтус – скрывает щель между стеной и полом. Имеет минимум декоративных элементов, подбирается под цвет пола.
Потолочная балка – прячет швы между листами гипсокартона, а также провода и трубы. Здесь декоративных элементов может быть больше, либо не быть вообще, если стиль приближен к шале, хай-теку и пр.
Молдинг – широкая планка с объемным орнаментом, которая идет вдоль стены и скрывает неровности, места соединения материалов (например, обоев и краски), а также крепится вокруг арок и карнизов.
Фрагмент интерьера, оформленный молдингами
Фриз – разновидность молдинга. Изготавливаются чаще из гипса; имеет объемные элементы декора, скрывает стыки и неровности на стенах. Применяется как внутри, так и снаружи зданий.
Арки, карнизы, наличники, подоконники оформляют проемы окон и стен.
Барельеф – скульптура, которая выступает над поверхностью стены меньше, чем на половину объема (большее называется горельефом).
Панно – разновидность барельефа. Отличается размерами и местом крепления – бывает настенным и потолочным (плафон). Тщательно подбирается под концепцию интерьера.
Розетка – обрамляет место прикрепления люстры или светильника.
Колонна – округлый столб, который имеет базу (нижнюю опору), собственно колонну и капитель (верхушку). «Греческие» колонны имеют грани, «римские» – гладкие и более строгие, геометричные.
Пилястра – вертикальный выступ стены, имеющий базу и капитель (т.е. часть колонны).
Багет – рейка, скрывающая зазоры между стеной и потолком, шторами и потолком, а также обрамляющая зеркала. Обильно украшается лепниной и орнаментом, но может иметь сдержанный дизайн (только прямые линии).
Ниша – оформленное лепниной углубление, где располагают статую, вазу, купель.
Консоль – небольшой декоративный столик, который размещается в прихожей, холле, гостиной или спальне.
Уголки (угловые элементы) – отдельные декоративные элементы; скрывают стыки между рейками, наличниками, подоконниками и стенами и т.д.
Фронтон – элемент внешней отделки, который ограничивает двускатная крыша. Имеет круглую или треугольную форму. Используется также для украшения дверей и окон.
Кронштейн – поддерживает выступающие части декора и также украшается лепниной.
Декоративные купола – полусферические элементы, которые зрительно увеличивают размер комнаты, перекрывая пространство. Обозначают центр потолка. Для эффекта в центральной точке можно установить люстру и оформить розеткой.
Маскарон – разновидность барельефа. Представляет собой вылепленное в анфас лицо человека или голову животного, оформленные завитушками, листьями или цветами. Обычно находится над дверями, окнами или проемами, создавая эффект защитника или наблюдателя.
Маскарон из коллекции лепного декора RODECOR «Три века Барокко»
Картуш – забытый декор, который изображает полуразвернутый свиток или щит. На поверхности располагается надпись (информация о роде, знатности или регалиях).
Область применения
Архитекторы предлагают украшать как внешние, так и внутренние поверхности зданий.
Снаружи построек применяют фризы, фронтоны, арки, колонны, карнизы, наличники, маскароны и картуши, если того требует авторская задумка.
Интерьеры комнат оформляют всеми элементами, кроме перечисленных выше и колонн. Но существуют свои тонкости.
Специалисты Piterra не рекомендуют применять лепнину на стенах, если высота потолка меньше 2,7 метров. Декор зрительно «съедает» пространство. Но легкий орнамент из полиуретана можно монтировать на потолок и дополнить подсветкой – размер помещения значительно увеличится.
Ванную комнату тоже можно украсить лепным декором, если позволяет площадь (ванные в коттеджах, виллах и особняках). Как правило, применяют мотивы из греческой мифологии – купание Афродиты, изображения Посейдона или Медузы Горгоны.
Стиль
Лепной декор подходит нескольким направлениям дизайна и архитектуры:
- греческий (античный) – древнейший стиль. Отличается многообразием завитков и мелких деталей. Обязательно присутствуют лозы, листья, гроздья винограда. Они применяются только в греческом стиле;
- классицизм появился в ΧVΙΙ веке и являет собой гармонию в чистом виде. Все линии дизайна выверены, строги, изящны и монументальны. Простота и логичность стиля делают его универсальным, пригодным для быта, но дорогим и эстетичным одновременно. В орнаменте прослеживаются симметрия (фигурки животных и птиц обязательно парные) и обилие растительных узоров – цветы, акантовые и лавровые листья;
- барокко возник на стыке ΧVΙΙ- ΧVΙΙΙ вв. Отличается асимметрией, обилием овальных, круглых и прямоугольных деталей, а также дороговизной из-за позолоты на деталях интерьера, использовании натуральных драгоценных пород камня и масштаба построек. Огромные лестницы, балюстрады, башенки, балкончики прямо внутри комнаты, тяжелые люстры и колонны – отличительные особенности стиля. Барокко используется во дворцах, замках и фамильных имениях, чтобы подчеркнуть статус владельца. Любителям подобного стиля стоит присмотреться к коллекции «Три века Барокко» от Piterra;
- рококо появился в середине ΧVΙΙΙ века. По интерьерному содержанию напоминает барокко – то же нагромождение деталей, мелких элементов (ракушек, кораллов, бутонов роз. Они используются только в рококо). Всё обильно украшается позолотой и плавными изогнутыми линиями. Асимметрия в орнаменте и тотальная дороговизна – главные характеристики стиля. Часто слово «рококо» имеет негативный оттенок из-за своей истории. Французское дворянство украшало дворцы и имения на последние казенные деньги, устраивало там шикарные пиры и балы, в то время как остальная страна голодала. Однако стиль от этого не стал хуже. Использовать его в жилых помещения нужно аккуратно, а лучше – после беседы с дизайнером. Уверенные в себе люди уже могут изучать линейку «Царскосельский рококо», по мотивам созвучную с комплексом «Петергоф»;
- ампир – далекий родственник классицизма. Появился только в ΧVΙΙΙ веке, но имеет достаточно общих черт – симметрия, строгость и четкость линий, практичность, но изысканность и лоск. Основные отличия – обязательное наличие щитов, мечей, копий в обрамлении листьев лавра. Часто присутствуют рельефные изображения львов, тигров, орлов и мифологических животных. Яркая характерная деталь стиля ампир – мебель на львиных лапах;
- романтизм – относительно молодое направление, возникло в ΧΙΧ веке. Несмотря на название, позиционируется как патриархальное – уют, комфорт, отдых в кругу семьи за большим обеденным столом или возле камина. Интересно, что романтизм умеет сочетать в себе противоречивые качества – он изысканный, дорогой, но сдержанный и простой одновременно. Его отличительные черты – плавность, пастельные тона, растительные мотивы (побеги цветов, листья), отсутствие резких линий и острых углов. Как и классицизм, романтизм до сих пор успешно используется для внутренней и внешней отделки помещений;
- модерн – прообраз современного минимализма. Зародился около 100 лет назад и развился в самостоятельное направление. Здесь меньше лепнины и мелких деталей, но приветствуются кованые решетки на каминах, окнах и балясины на лестницах. Также характерной чертой будут видимая асимметрия в орнаменте. В лепном декоре используются изображения лент, водорослей, маков и ирисов (только в модерне), а также образы женщин с распущенными волосами. Как и романтизм, модерн предпочитает плавные, мягкие линии и комфорт в быту;
- ар-деко – дословно переводится с французского как «декоративное искусство»; название получил благодаря одноименной парижской выставке. Возник в 1920-е года прошлого века. Ар-деко – это синтез модерна и неоклассицизма, вобравший лучшие качества обоих стилей. Здесь и четкие геометричные линии, видимая простота оформления, которые соседствуют с этническими узорами. Цветовая гамма сдержанная, без ярких цветов. Все материалы используются только премиального качества – слоновая кость, мрамор и гранит. Источники вдохновения для ар-деко – технологический прогресс и связанные с ним удобства. Например, в коллекции «Легенды Ар-Деко» прослеживается морская тематика, навеянная трансалантическими лайнерами и кораблями небоскрёбами. Но технологии гармонично соседствуют с природными мотивами, что делает бренд уютным и свободным одновременно;
- эклектика – одно из самых молодых направлений. Некоторые дизайнеры считают эклектику свободолюбивым стилем. В ней нет строгих канонов и правил, а только рекомендации. Например, можно сочетать не более трех похожих направлений. В этом стиле легко уживаются монументальность ампира, минималистичность хайтека и шик рококо. Отсюда – сдержанный, комфортный для жизни, но уютный и согревающий микс различных направлений.
Лепной декор присутствует в каждом стиле, которые претендует на шик, долговечность и атмосферу спокойствия и уюта.
Особенности монтажа
Разные виды лепнины требуют разного подхода к установке.
Монтаж лепного декора RODECOR
Самый простой вариант – монтаж полистирольного плинтуса. Его достаточно приклеить строительным или акриловым клеем к сухой поверхности и прижать на несколько секунд (время указано на инструкции с клеем). Но грубого обращения пенопласт не переносит, легко крошится и ломается. Бюджетная цена материала легко перекрывает эту особенность.
Если хрупкость настораживает покупателя, можно выбрать дюрополимер – он более крепкий, но подход к монтажу аналогичен с полистиролом.
Чуть сложнее устанавливать полиуретановые части декора. Они тяжелее по массе, часто бывают объемными и прилегают друг к другу не плотно.
Для монтажа полиуретанового декора требуется клей трех видов – монтажный, стыковочный и универсальный,) шпатель или ветошь, чтобы убрать излишек клея, а также рулетка, карандаш, нить, пила для обрезания изделия и угломер.
Схема работы:
- Отмеряют участок поверхности, на котором будет крепиться декор. Отмечают карандашом.
-
Нитью обозначают края, проверяют уровень и угол наклона.
-
Если есть угол стены или здания, используют угломер.
-
Отрезают нужную длину изделия, смазывают слоем клея 3-5 мм. Клей должен располагаться по всех поверхности лепнины, которая будет контактировать со стеной.
-
Плотно прижимают изделие к поверхности, - клей должен немного выступить за его пределы.
-
Излишек клея удаляют шпателем или влажной ветошью. Обязательно нужно работать в перчатках, чтобы не испачкать руки. Универсальный клей удаляется ацетоном, монтажный – простой водой.
-
По той же схеме крепят следующий элемент. Если речь идет о молдинге или плинтусе, нужно учитывать угол замера, а также добавить стыковочный клей для крепления участков лепнины между собой.
Наиболее сложный элемент для монтажа – гипс. Орнамент собирают непосредственно перед установкой, а зачастую каждую деталь приходится монтировать отдельно.
Для крепления потребуется грунтовка, вода, саморезы, клей, наждачная бумага, простые карандаши для разметки и дюбели.
Как монтировать гипсовую лепнину:
- Помещение должно быть проветриваемое, отапливаемое (не меньше 18°). Перед установкой поверхность нужно обработать грунтовкой.
-
Элемент декора шлифуют наждачной бумагой для более плотного контакта со стеной или потолком.
-
На предполагаемом месте крепления делают разметку, чтобы установить лепной декор наверняка.
-
Если лепнина небольшого размера, ее можно приклеить. Тыльную сторону смачивают водой, чтобы уменьшить пористость материала, наносят клей и прикладывают к другой поверхности. После увлажнения гипс становится хрупким, поэтому обращаться нужно бережно и стыковать с поверхностью с первого раза.
-
Если элемент лепнины длинный или тяжелый, требуются шурупы-саморезы и дюбели. Например, для установки молдинга просверливают в планке несколько отверстий на расстоянии 14-39 см от каждого (зависит от длины изделия) и крепят в этих местах саморезами. Головки шурупов позже закрывают зенковками. Панно, пилястры или барельефы вешают на вколоченные заранее дюбели.
Гипсовая лепнина требует чуткого, но уверенного обращения. Если опыта работы с дорогим и хрупким материалом нет, лучше обратиться к профессиональной бригаде строителей.
Лепнина – это деталь интерьера, проверенная тысячелетней человеческой культурой. Постоянно развиваясь и перерождаясь, меняя состав и подходы к монтажу, лепной декор закрепился не только в доме, но и в жизни человека как элемент роскоши, престижа, уюта и стабильности.